VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основы организации и формирования территориальной целостности особо охраняемых природных территорий города Москвы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011263
Тема: Основы организации и формирования территориальной целостности особо охраняемых природных территорий города Москвы
Содержание
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ



Соина Евгения Владимировича









	на тему:

«Основы организации и формирования территориальной целостности особо охраняемых природных территорий города Москвы»









	

	

	

	

	

	

	

	

	Москва 2017



СОДЕРЖАНИЕ

Введение	2

Глава 1 Теоретические основы организации и территориального планирования особо охраняемых природных территорий.	4

1.1. Понятие об особо охраняемых природных территориях.	4

1.2. Способы организации функционально – планировочной структуры особо охраняемых природных территорий в целях устойчивого развития.	11

1.3. Нормативно – правовая база особо охраняемых природных территорий.	18

Глава 2 Анализ существующих подходов к организации особо охраняемых природных территорий.	29

2.1. Анализ существующей системы особо охраняемых территорий города Москвы.	29

2.2. Анализ планировочной структуры «Усадебного комплекса «Медведково».	34

2.3. Анализ зарубежного опыта планировки озелененных территорий.	42

Глава 3 Предложения по совершенствованию подходов к территориальному планированию особо охраняемых природных территорий.	48

3.1. Предложения по совершенствованию организации территориального планирования особо охраняемых природных территорий.	48

3.2. Предложения по использованию режимов регулирования градостроительной деятельности на территории  «усадебного комплекса «Медведково».	51

3.3. Предложение по установлению функциональных зон на территории «усадебного комплекса «Медведково».	56

Заключение	62

Список источников	64

Приложение	71



Введение



Концепция устойчивого развития позволяет, в рамках одного подхода найти пути оптимизации функционирования сложных природно-территориальных комплексов на условиях приоритета экологических и природоохранных процессов и учитывая приоритеты как ныне живущих, так и будущих поколений. Приоритеты концепции устойчивого развития приняты и поддерживаются научным и политическим сообществом России. В то же время устойчивое развитие невозможно без осознанных самоограничений. Поэтому бесконтрольное ведение хозяйственной деятельности невозможно.

Город Москва особо остро испытывает огромное количество экологических проблем. Поэтомуактуальность темы исследования обусловлена огромным значением особо охраняемых природных территорий (ООПТ) для города в целом и отдельного человека, жителя Москвы. Сохранение таких территорий не только количественно, но главное качественно является одной из первостепенных задач в деле улучшения экологической обстановки в городе. Вопросы улучшения экологической обстановки и оздоровления окружающей среды в Москве и, соответственно, повышения качества жизни москвичей с каждым годом приобретают всё большую актуальность, особенно, в связи с постановкой задачи обеспечения условий для экологически устойчивого развития города.

В работе объектом исследования является особо охраняемые природные территории города Москвы. А предметом – способы организации особо охраняемых природных территорий.

Цель работы: на основе изучения способов организации территории обосновать необходимость территориального планирования как основы устойчивого развития особо охраняемых природных территорий.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

изучить теоретические основы организации особо охраняемых природных территорий и их функциональное зонирование;

проанализировать опыт функционально – планировочной организации особо охраняемых природных территорий в городе Москве;

наметить пути оптимизации функционально – планировочных зон на территории особо охраняемых природных территорий;

разработать предложения по территориальному планированию особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

Поставленная проблема, объект, предмет и цели исследования предопределили внутреннюю логику и структуру данной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации и территориального планирования особо охраняемых природных территорий.

Во второй главепроводится анализ существующих подходов к организации особо охраняемых природных территорий.

В третьей главе рассматриваются предложения по совершенствованию подходов к территориальному планированию особо охраняемых природных территорий.



















Глава 1 Теоретические основы организации и территориального планирования особо охраняемых природных территорий.



1.1.Понятие об особо охраняемых природных территориях.



Охрана окружающей природной среды осуществляется как в форме организации рационального использования природных ресурсов, так и путем полного либо частичного изъятия природных комплексов и объектов из активного хозяйственного освоения, и создания ООПТ с целью их сохранения в неприкосновенности как эталонов естественной природной среды, мест обитания растений и животных, достопримечательных и уникальных природных образований.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ, «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния»[3].

Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» различает несколько категорий ООПТ с учетом особенностей их режима и статуса, расположенных на них природоохранных учреждений:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты [3].

Специфическое место среди указанных категорий занимает природно-заповедный фонд, который включает несколько основных организационно-правовых форм заповедной охраны природы - заповедники, заказники, национальные, природные парки, памятники природы.

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и другие категории ООПТ — памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты.

Москва является городом федерального значения, поэтому полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий ООПТ здесь определяются законом данного субъекта РФ —  Законом г. Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» [9].

В городе Москве в зависимости от целевого назначения различаются следующие категории ООПТ:

а) национальный парк;

б) природный парк;

в) природно-исторический парк;

г) экологический парк;

д) природный заказник;

е) памятник природы;

ж) заповедный участок;

з) ботанический сад, дендрологический парк;

и) городской лес;

к) водоохранная зона;

л) иные категории особо охраняемых природных территорий, установленные Федеральным законодательством и законами города Москвы.

Национальный парк - особо охраняемая природная территория федерального значения, расположенная на территории города Москвы и имеющая особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный природный комплекс, превосходящий по площади 500 гектаров, отличающийся высоким природным разнообразием и наличием редких или хорошо сохранившихся типичных природных сообществ, редких и уязвимых видов растений и животных.

Национальный парк образуется с целью сохранения его природного комплекса и биологического разнообразия.

Использование территории национального парка допускается в природоохранных, просветительских, научных целях и для регулируемого отдыха населения в специально выделенных для этой цели местах.

Природный парк - особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный для города, крупный и целостный природно-территориальный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в условиях города видов растений и животных и благоприятными условиями для отдыха в природном окружении. Природные парки в городе Москве образуются с целью сохранения крупных (свыше 100 гектаров) природно-территориальных комплексов и организации их рационального рекреационного использования. Допускается использование специально выделенных участков природных парков в физкультурно-оздоровительных целях. 

К настоящему времени в ходе развития системы особо охраняемых природных территорий все природные парки Москвы получили статус природно-исторических парков или природных заказников.

Природно-исторический парк - особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо ценный для города природный комплекс и памятник отечественной истории и культуры. Природно-исторические парки образуются на природных территориях, включающих памятники истории и культуры (садово-паркового искусства). Природно-исторические парки в городе Москве создаются с целью сохранения природного комплекса и памятников истории и культуры в границах особо охраняемой природной территории. Ее использование допускается в культурно-просветительских и рекреационных целях.

Экологический парк - специализированная особо охраняемая природная территория, предназначенная для отработки методов и приемов сохранения, восстановления и рационального использования территорий природного комплекса Москвы с учетом специфики их местоположения, экологизации градостроительной и хозяйственной деятельности на территории города, экологического просвещения и природоохранного воспитания населения. На экологический парк кроме общих задач особо охраняемой природной территории возлагаются следующие задачи:

разработка, апробация и доведение до стадии внедрения методов и приемов сохранения и восстановления биологического разнообразия на территориях природного комплекса Москвы;

экологическое просвещение и природоохранное воспитание населения, а также экологическое образование специалистов системы городского управления;

восстановление исчезнувших на территории города Москвы видов растений и животных и их расселение на особо охраняемых природных территориях в городе Москве;

разработка, апробация и доведение до стадии внедрения экологически ориентированных методов и приемов содержания и использования городских земель различного функционального назначения: городских и пригородных лесопарков, усадебных парков, памятников природы и других категорий особо охраняемых природных территорий, зон массового отдыха, сельскохозяйственных угодий и других;

разработка, апробация и доведение до стадии внедрения экологически ориентированных методов и приемов эксплуатации автомобильных дорог, инженерно-технических коммуникаций и других объектов производственного назначения, имеющихся на территориях природного комплекса Москвы. 

Природный заказник - особо охраняемая природная территория, образуемая с целью охраны природных и историко-культурных комплексов, естественных ландшафтов, сохранения или восстановления природных комплексов, биологического разнообразия или отдельных видов растений и животных, поддержания рекреационного потенциала природных территорий в пределах города. 

В зависимости от объекта особой охраны природные заказники могут подразделяться на комплексные, ландшафтные, ботанические, фаунистические, орнитологические, энтомологические, гидрологические.

Комплексные заказники образуются на территориях природного комплекса Москвы, включающих памятники истории и культуры, памятники садово-паркового искусства.

Ландшафтные заказники образуются на территориях природного комплекса Москвы, отличающихся высоким ландшафтным разнообразием.

Ботанические, фаунистические, орнитологические, энтомологические заказники образуются на территориях природного комплекса Москвы, являющихся местообитаниями редких, находящихся под угрозой исчезновения или уязвимых в условиях города Москвы видов растений, животных нескольких групп, птиц или насекомых 

Памятник природы - особо охраняемая природная территория, на которой представлены объекты живой или неживой природы (уникальные, редкие, хорошо сохранившиеся типичные), имеющие повышенную природоохранную, познавательную и историко-культурную ценность и значимость в масштабах всего города (памятник природы регионального значения). В зависимости от объекта особой охраны памятники природы могут подразделяться на комплексные, геологические, гидрогеологические, геоморфологические, ботанические, дендрологические, зоологические. Памятники природы образуются на территориях, где располагаются уникальные, редкие и наиболее сохранившиеся природные объекты, а также могут учреждаться в границах особо охраняемых природных территорий иных категорий. 

Заповедный участок - особо охраняемая природная территория, предназначенная для использования в научных целях как объект биологического мониторинга или место постоянного или временного обитания редких или находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений. Заповедные участки подразделяются на лесные, луговые, орнитологические, энтомологические, иные. Для территорий, являющихся местом временного обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, могут устанавливаться заповедные участки временного характера на период обитания названных видов животных. Заповедные участки являются самостоятельной категорией особо охраняемых природных территорий, а также могут учреждаться в границах особо охраняемых природных территорий иных категорий.

Ботанический сад, дендрологический парк - особо охраняемые природные территории со специальной коллекцией растений, создаваемой в целях сохранения разнообразия растительного мира и осуществления научной, учебной и просветительской деятельности. Ботанические сады и дендрологические парки используются в научных, просветительских и рекреационных целях. 

Городской лес - особо охраняемая природная территория, представляющая собой участок леса, расположенный в городской черте, и выполняющая средозащитные, климаторегулирующие, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, оказывающие положительное влияние на экологическую обстановку и обеспечивающие благоприятные условия отдыха людей в лесной обстановке. Охрана и использование территории городских лесов осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и иным законодательством. 

Водоохранная зона - особо охраняемая природная территория, образуемая на территориях природного комплекса города Москвы вдоль рек и (или) водоемов вне особо охраняемых природных территорий иных категорий в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, поддержания водных объектов в экологически благополучном состоянии, а также для сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовыми актами выделяются прибрежные защитные полосы с более строгим режимом, чем на иной части водоохранных зон [9].

В научной литературе и в практике природоохранной деятельности совокупность ООПТ называют либо сетью, либо системой, причем система рассматривается как более высокая форма развития сети, обеспечивающая наиболее эффективное функционирование охраняемых территорий. Сеть ООПТ приобретает признаки системы посредством целенаправленного формирования; обеспечение системности при этом связано с выполнением требований функциональной развитости, территориальной взаимосвязанности, географической репрезентативности, технологической работоспособности, организационной завершенности сети.



1.2.Способы организации функционально – планировочной структуры особо охраняемых природных территорий в целях устойчивого развития.



Устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений [24].

Устойчивое развитие (англ. sustainable development)— гармоничное

(правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

	Термин — «устойчивое развитие» очень четко вписывается в выражение «сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей среды» [22]. В широком смысле слова, это право граждан на благоприятную окружающую среду, право будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов. Данные принципы также закреплены в Экологической доктрине Российской Федерации.

Исследователями сформулирована триединая концепция устойчивого развития, которая объединяет экономическую, социальную и экологическую составляющие.

Экономическая составляющая подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных, природо-, энерго-, и материало- сберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов.

Социальная составляющая концепции устойчивости ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ и сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах. 

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

Следовательно, устойчивое развитие обеспечивается через взаимосвязанную систему экономических инструментов, действующих в направлении достижения паритета экономических, экологических и социальных ценностей общества.

Реализация принципов устойчивого развития осуществляется, в том числе, через создание особо охраняемых природных территорий, основной целью которых является охрана естественной природы и всего ее биологического разнообразия [20].

Также, под особо охраняемыми природными территориями, в узком смысле слова, понимается управляемый природный объект или комплекс, функционирование которого осуществляется на основании охраны и системы ограничений хозяйственной деятельности. В широком смысле слова, под особо охраняемыми территориями понимается совокупность субъектов и объектов управления, объединенных системой отношений, возникающих в процессе рационализации использования ресурсов или особо ценных участков территории региона.

Процессы управления устойчивым развитием особо охраняемыми природными территориями требуют внедрения организационно-экономических инноваций систему управления, которые позволят повысить устойчивость территорий к изменениям условий внешней среды. В макроэкономическом понимании, человеческий капитал является главным фактором экономического роста и ресурсом экономического развития государства [20].

В этой связи, необходимо рассматривать потенциал участия ресурсов особо охраняемых природных территорий в обеспечении общественного воспроизводства, росте экономического благосостояния отдельного человека и общества в целом. С этой точки зрения, все затраты и усилия, осуществляемые в области создания и развития особо охраняемых природных территорий, необходимо рассматривать как инвестиции в человеческий капитал, поскольку человек неотделимо от среды своего обитания и напрямую зависит ее его качественного состояния.

Ключ к устойчивому развитию территорий, безусловно, лежит в оптимальном использовании и организации жизненного пространства. Инструментом, который способствует оптимальной организации территории, является территориальное планирование – другого способа просто не существует. Территориальное планирование представляет собой формализованное представление специалистов-проектировщиков об оптимальной пространственной организации территории. Это представление основано на всестороннем научном изучении природного и социального факторов: экономико-географического положения территории (города), природных, промышленных, демографических ресурсов, агропромышленного, лесного комплексов, экологического состояния и прочих – и должно представлять собой программу, которая эту оптимальную организацию территории, и призвана обеспечить [20].

Градостроительный кодекс РФ в качестве условий устойчивого развития территорий называет территориальное планирование и градостроительное зонирование. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (п. 2 ст. 1 Кодекса). Градостроительное зонирование, в свою очередь, представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 Кодекса) [4]. 

Территориальное планирование, как следует из ч. 1 ст. 9 Кодекса, направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований [4].

В основу системы территориального планирования положен принцип функционального деления территории. Функциональные зоны по определению, содержащемуся в Кодексе, представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Определение функциональной зоны можно сформулировать следующим образом: это ограниченная территория, на которой действуют пространственные и временные управленческие предписания и где осуществляются мероприятия, направленные на выполнение определенных задач национального парка (Буйволов, 2002). Функциональное зонирование как проектно-планировочный процесс направлено на решение множества задач. Перечислим основные из них: 

устойчивое социально-экономическое развитие территории, основой которого является природный и культурно- исторический потенциал; 

эффективное функционирование службы охраны и административно-хозяйственных подразделений парка по сохранению природных и культурно-исторических достоинств территории и их рациональному использованию; 

создание дифференцированной планировочной структуры и регулирование потоков посетителей в целях снижения антропогенного воздействия на природные комплексы и культурно-исторические объекты парка. 

Количество функциональных зон зависит как от природных особенностей территории, так и от характера ее существующего использования. Границы зон должны максимально соответствовать существующим контурам землепользования или территориального управления. При этом желательно, чтобы они проходили по хорошо выраженным на местности линейным ориентирам: водоразделам, руслам рек, дорогам, квартальным просекам и т.п. В ряде случаев внутри зон могут выделяться отдельные подзоны и/или участки. Они необходимы, прежде всего, там, где имеются специфические проблемы охраны или использования территории в пределах какой-либо зоны. Согласно Федеральному закону об ООПТ, могут быть выделены до семи различных зон: 

заповедная (основная функция – сохранение природных комплексов и объектов в их естественном состоянии); 

особо охраняемая (обеспечение условий для сохранения отдельных природных комплексов и объектов); 

познавательного туризма (организация экологического просвещения и знакомства с достопримечательными объектами);

рекреационная (создание условий для отдыха в природной обстановке); 

охраны историко-культурных объектов (обеспечение условий для сохранения историко-культурных объектов); 

обслуживания посетителей (размещение мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей); 

хозяйственного назначения (осуществление хозяйственной деятельности, необходимой для обеспечения функционирования).

Таким образом, могут выделяться 7 различных функциональных зон. Однако на практике их число редко превышает 5, поскольку, как показывает практика, чем больше зон, тем сложнее структура зонирования и тем труднее, при прочих равных условиях, управлять таким парком. Кроме того, к более сложной структуре зонирования труднее адаптироваться местному населению, понять назначение каждой из них и принять систему ограничительных мер. Соответственно, при этом увеличивается количество правонарушений и конфликтных ситуаций разного типа, сложности и остроты. Усложненная система зонирования нужна лишь там, где невозможно иначе: где налицо чрезвычайно большая дробность природных комплексов и характера использования территории. Но и в этих случаях, исходя из всего сказанного выше, необходимо всеми возможными способами стремиться к ее упрощению. Одним из способов такого упрощения является совмещение сходных функций в пределах одной зоны.

Все разнообразие функциональных зон по расположению их внутри границ парка может быть сведено к трем типам [30].

Первый тип – концентрический, или моноцентрический, когда заповедное ядро парка занимает один компактный участок, расположенный в центральной части. От центра к периферии в виде концентрических полос находятся другие функциональные зоны, причем в этом же направлении уменьшается строгость режима охраны и увеличивается антропогенная, в основном рекреационная, нагрузка. Это идеальная или образцовая модель парка, по которой, к примеру, проведено функциональное зонирование НП «Лосиный остров».

Второй тип зонирования – линейный. Он характерен для парков, территория которых вытянута вдоль побережья моря, озера или крупной реки. В этом случае ближайшими к побережью функциональными зонами, как правило, являются рекреационная и обслуживания посетителей. И наоборот, наиболее удалена от берега заповедная зона. Такому типу зонирования отвечает, к примеру, Сочинский НП. В отдельных случаях, когда территория НП занимает сравнительно узкую полосу вдоль берега моря или крупного озера, рисунок зонирования выделяется в особый подтип – продольно-поперечный. Такое зонирование характерно, в частности, для НП «Куршская коса», территория которого омывается водами Куршского залива, с одной стороны, и открытой акватории Балтийского моря, – с другой. 

И третий тип, характерный для большинства парков России, – полицентрический. Ему соответствуют НП, расположенные в районах старого освоения и не имеющие значительных по размеру и цельных массивов природных ландшафтов. Наиболее яркий пример тому – НП «Самарская лука», научная и эстетическая ценность природы которого была отмечена еще в конце прошлого века. Тем не менее, все последующие годы значительная часть ее территории интенсивно осваивалась под разработку полезных ископаемых, рубку леса, сельское хозяйство и дачное строительство. В результате заповедная зона НП состоит из множества разрозненных участков, представленных различными ландшафтами. Большая часть их окружена или находится в соседстве с зоной познавательного туризма и экскурсий, которая в свою очередь граничит с хозяйственно используемыми землями.

В заключение описания отдельных типов функционального зонирования, следует сказать несколько слов о практикуемом некоторыми учеными установлении оптимальных пределов соотношения площади отдельных зон. Применение такого рода нормативов вряд ли целесообразно. Зонирование – не механический процесс, а итог многопризнаковой инвентаризации ресурсов конкретной территории на фоне определенной природной и хозяйственной обстановки более крупного региона. Логические решения с большей эффективностью, нежели формальные, позволят добиться осуществления поставленных целей. Более пригодным представляется мировоззренческий, а не нормативный подход.



1.3. Нормативно – правовая база особо охраняемых природных территорий.



Конституционные основы охраны окружающей среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция РФ провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Конституция РФ определяет также организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств [1].

Градостроительный кодекс Российской Федерации «регулирует отношения в области градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования; охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности предусматривают их осуществление с соблюдением требований экологической безопасности территорий, предупреждением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также охраной природы, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий [4].

Основополагающее конструктивное значение для определения правового режима земельных участков природного каркаса имеют следующие позиции Статьи 36 Градостроительного кодекса РФ:

—	применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством РФ (п. 5);

—	градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса, земель ООПТ (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6) [4].

ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ устанавливает следующие основные принципы охраны окружающей среды (ст. 3): 

а) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 

б) охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; 

в) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; 

г) сохранение биологического разнообразия; запрещение хозяйственной и иной деятельности, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению или уничтожению генетического фонда растений, животных, истощению природных ресурсов. Особой охране подлежат объекты, включенные в список всемирного культурного и природного наследия, целый ряд особо охраняемых природных территорий (ООПТ), основные среди которых поименованы специальном ФЗ [2].

Статья 44 содержит требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании строительстве, реконструкции городских и сельских поселений, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования экологических систем (п. 1.). Согласно п. 3: в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в т.ч. санитарно-защитные зоны (СЗЗ), озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ закреплен высокий природоохранный статус ООПТ. Регламентированы их следующие категории и виды: государственные природные заповедники (в т.ч. биологические), национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты [3].

Для каждой категории установлены режимы особой охраны, особенности организации рекреационной деятельности и пр. Природоохранные требования и регламентации охраны и хозяйственного, рекреационного использования прописаны по типам ООПТ.

Согласно Земельному кодексу РФ, в ряду основных принципов земельного законодательства находятся следующие: 

а) охрана земли как природного объекта, важнейшего компонента окружающей среды; 

б) приоритет охраны земли как природного ресурса и как средства производства в сельском и лесном хозяйстве; основы осуществления хозяйственной и иной деятельности; 

в) приоритет сохранения особо ценных земель и особо охраняемых территорий [5].

Охрана земель предусматривает: сохранение почв и их плодородия; предотвращение деградации земель - защиту от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения.

В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду (ст. .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44